Авария ТУ-154 в Сочи открыла мне глаза на бедственное положение нашего авиапрома.
Самолет ТУ-154 был создан в 1968г. и начал серийно производиться с 1970г. и, пройдя несколько модернизаций, производился аж до 2013г.!
Т.е. модель производилась и использовалась почти 50 лет!!
Насколько ж хорош этот самолет??
Российский самолеты идейно начали разрабатываться в Сталинском Гулаге.
Их делали самые разные "шаражки" как это тогда называлось, работы велись секретные, и между разными моделами не было никакой унификации.
То, что пассажирские самолеты и грузовые управляются руками, а истребители - ногами (поскольку руки заняты стрельбой) это еще одно дело...
Но я не мог даже предположить, что в ТУ-154 нет практически никакой автоматики и место 2-го пилота НЕ ДУБЛИРУЕТ 1-го пилота.
Практичски все управление самолетом осуществляется ВРУЧНУЮ.
Им управляют 3 человека - 1-й и 2-й пилоты и штурман.
Автоматики нет, фактически - ее роль выполняет штурман.
Он связующее звено между 1-м пилотом и вторым - следит за полетом.
При этом один пилот, например первый, или 2-й по отдельности не может управлять самолетом (особенно, на взлете и посадке), чтобы другой пилот мог его исправить или продублировать...
Они управляют самолетом с помощью многочисленных рычажков и тумблеров по довольно сложным и запутанным инструкциям,
по сути, вдвоем в 4-руки - одновременно, а штурман их контроллирует и координирует...
При этом если возникнет внештатная ситуация, то она НЕ ОПИСАНА В ИНСТРУКЦИИ и что делать НЕИЗВЕСТНО.
Никакого бортового компьютера, отслеживающего полет и дающего подсказки НЕТ.
В потерпевшем крушение возле Сочи ТУ-154 произошла внештатная ситуация.
Почему-то был заменен один из пилотов (2-й пилот) во время дозаправки самолета, следует полагать.
Командир пересел на место 2-го пилота, а вел самолет, вообще не член экипажа...
А именно, подполковник, который до этого пилотировал АН-72, т.е. привык управлять самолетом не руками, а ногами...
https://newsland.com/user/4297710442/conten...kipazha/5741481Командир, майор Волков, находился при этом на месте 2-го пилота и поскольку не привык на нем летать,
а оборудование места 2-го пилота отличается от места 1-го пилота!, то в результате на месте тумблера, который должен убрать шасси оказался тумблер, который убирает закрылки!!
Вместо автоматики штурман кричит "Закрылки, сука!"
Но закрылки были убраны на 6 секунд раньше срока, вместо шасси, когда самолет еще не набрал высоту.
Ими управляет командир Волков, сидящий на месте 2-го пилота...
Надо б собразить и выпустить закрылки, но скомандовать некому и время уже упущено...
А подполковник, управляющий самолетом, при этом пытается набрать высоту - резко задрав самолет, увеличив угол атаки выше предельного, гасится скорость.
Штурман (вероятно, он) орет "командир падаем"...
Подполковник выравнивает руль высоты и пытается приземлиться на воду...
Но без выпущенных закрылков нет подъемной силы (изменилась геометрия крыла) и это невозможно...
Так с неубранным шасси и убранными вместо него закрылками самолет ударяется о воду.
Несколько человек в салоне самолета (непонятно как догадавшись) успевают одеть спасательные жилеты. Об этом может оповестить стюардесса, но ее нет на фотках погибших пассажиров....
От удара о воду рвется крыло (значит, самолет имел крен) и разливается керосин, но почему-то не загорается...
Все происходящее - вопреки здравому смыслу.
А самое непонятное, почему ж в самолете, который стоит кучу денег, нет никакой Автоматики! Производилась же модернизация этих самолетов,
почему не оснастили их автоматикой??
Которая могла б проверить вовремя ли убрано шасси, и правильно ли убраны закрылки, контроллируя при этом высоту, скорость полета, угол атаки и прочие параметры самолета...
И такая техника, которая, наверно, была устаревшая уже на момент ее создания, около 50 лет используется на авиалиниях!!